К истории одного шедевра. А. Иванов. «Явление Христа народу»

Иванов-столь же значительная, ключевая фигура для русского искусства нового времени, как Андрей Рублев для искусства Древней Руси. Его творчество — образец редкой последовательности художественных поисков, закономерности развития и целенаправленности творческой мысли. Действие отодвинуто от развязки к тому моменту, когда еще не решено, как оно повернется.

А. Иванов. Явление Христа народу. Первоначальный эскиз картины.

. Явление Христа народу. Первоначальный эскиз картины.

Первые эскизы Иванова на тему «Иоанн Креститель и Христос» датируются 1832 годом. Именно тогда художник написал о новом замысле (еще по секрету) своему отцу и президенту академии художеств А. Н. Оленину. Спрашивая у последнего советов, он отмечал, что избранный им «сюжет составляет сущность всего Евангелия для образованного искусства». И еще: «Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров».  Довольно странная фраза, не правда ли? Но речь в ней идет не собственно о событии, которое. конечно же, живописали многие художники, а именно о художественном решении — условно говоря, об узнавании в Христе Бога-Спасителя. И тут даже не само повествование было важно для Иванова, а реакция участников на слова Иоанна Крестителя. То есть, основа композиции — это диалог жестов и мимических выражений, организующий «звучащее» духовное пространство картины. При этом точность фактологии» представлялась автору непременным условием точности «метафизики». В стремлении к первой художник и развернул свою грандиозную ««этюдную» деятельность. Когда замысел окончательно кристаллизовался. Иванов переехал в новую мастерскую, где можно было разместить гигантский холст. Спустя 21 год готовая картина была показана в Петербурге.

Евангельский рассказ о крещении Христа привлекал многих живописцев. Но у всякого была своя причина обратиться к нему. Как правило, эти причины диктовались особенностями художественной идеологии на том или ином историческом отрезке. Так, например, в «Крещении Христа» (ок. 1450) кисти Пьеро делла Франческа (ок. 1415— 1492) на первый план выступает почти математически выверенная композиция, то есть этот ренессансный художник решает, прежде всего, композиционные задачи вкупе со стремлением максимально реалистично написать своих героев, не слишком, видимо, озабочиваясь духовиым смыслом происходящего.

«Крещение Христа» (ок. 1450) кисти Пьеро делла Франческа

«Крещение Христа» (ок. 1450) кисти Пьеро делла Франческа

В варианте «Крещения», автором которого является Сальватор Роза (1615—1673), бросается в глаза другое. А именно — очевидный «караваджизм» в жестах персонажей и некое смешение различных художественных принципов: Роза, выстраивая типично классицистический пейзаж, заметно романтизирует его. Кстати, Иванов, побывав осенью 1810 года во Флоренции, копировал в Палаццо Питти пейзажи этого живописца.

«Крещение» Сальватор Роза

«Крещение» Сальватор Роза

Вот как описывал шедевр Иванова Николай : «В это самое время, когда все движется такими различными движеньями, показывается вдали тот самый, во имя которого уже совершилось крещение, — и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на спасителя перстом, произносит: «Се агнец, взъемляй грехи мира!» И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к тому, на которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой, говоря: «От Назарета пророк не приходит». А он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям».

А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857, холст, масло, 540х750 см

А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857, холст, масло, 540×750 см

Отметим, что следование академическим законам, требующим от изображения идеальной правильности, тут не является абсолютным. Они используются автором постольку, поскольку служат «идеологии». Известный факт: изощренный художнический глаз С. Зарянко сразу отметил «неправильность» в расположении стоп Спасителя. Но сама маскировка этой неправильности под «правильность» указывает на сознательность приема — по мнению искусствоведов, Иванов обратился здесь к опыту иконописцев, всегда изображавших Христа не идущим, а как бы летящим «по земле».

А. Иванов. Явление Мессии. Фрагмент

А. Иванов. Явление Мессии. Фрагмент

«Ближайший к Христу»

Прототипом этого персонажа стал Гоголь, сходство с которым тут без труда угадывается. Известно. что лицо Гоголя Иванов «примеривал » ко многим героям своего шедевра, но, в конце концов, остановился на этом сомневающемся мужчине. Быть может, в таком решении отразилось отношение художника к мессианской проповеди своего приятеля? Не забудем, что после 1846 года отношения бывших друзей стали очень прохладными.

А. Иванов. Иоанн Креститель. Явление Мессии. Фрагмент

А. Иванов. Иоанн Креститель. Явление Мессии. Фрагмент

Руки Иоанна Крестителя

Правая рука Крестителя сообщает основной динамический импульс всей композиции. Динамическая кривая при этом, несмотря на прихотливость и «разноречивость» человеческих жестов, имеет вполне определенную структуру и похожа на размещенную горизонтально латинскую букву S.

Раб

В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург. молодой император Александр И интересовался у автора, какая роль отведена в ней рабу. Мы не знаем ответа Иванова. Но знаем другое: этому образу художник придавал большое значение и долго над ним работал.

Интерес представляют эскизы головы раба

А. Иванов. Голова раба. Эскиз

А. Иванов. Голова раба. Эскиз


А. Иванов. Голова раба. Эскиз. ч/б

А. Иванов. Голова раба. Эскиз. ч/б

Присмотритесь внимательно к левому плечу правого эскиза. Ничего не видите?

Еще эскизы:

А. Иванов. Голова апостола Андрея. 1830-1840гг.

А. Иванов. Голова апостола Андрея. 1830—1840гг.


А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя. 1840-50 гг.

А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя. 1840-50 гг.


А. Иванов. Голова фарисея в чалме

А. Иванов. Голова фарисея в чалме


А. Иванов. Группа апостолов. Эскиз. 1840-е гг.

А. Иванов. Группа апостолов. Эскиз. 1840-е гг.


А. Иванов. Дерево у ручья. Левый и правый фрагменты. 1830-е гг.

А. Иванов. Дерево у ручья. Левый и правый фрагменты. 1830-е гг.


А. Иванов. Мужская голова

А. Иванов. Мужская голова

Композиционные особенности картины

© 2010 — 2013, ArtLab. Все права защищены.